Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

                                  МЕТОД БЕСКОНТАКТНОЙ МАГНИТНО-ТУРБУЛЕНТНОЙ ОЧИСТКИ

                                                                          ШАРИКОПОДШИПНИКОВ

               

                   Современные авиационные газотурбинные двигатели, механические и автоматические трансмиссии, а также энергосиловые установки, в том числе высокофорсированные дизельные двигатели и другие машины и механизмы, с точки зрения механики представляют собой  совокупность узлов трения (трибосистемы), от функциональных качеств каждой из которых зависит надежность, долговечность, безопасность транспортных средств (или изделий) в целом.

Среди множества трибосистем роторных машин и механизмов наиболее ответственными и уязвимыми являются шарикоподшипники, реализующие пространственную фиксацию вращающихся роторов и воспринимающие основную часть статических и динамических усилий, возникающих в механизме. Потому техническое состояние шарикоподшипников по виброхарактеристикам является важнейшей составляющей, определяющей работоспособность механизма в целом.

                     Шарикоподшипники сами по себе являются высокоточными и сложными изделиями. Ко всем подшипникам качения быстроходных изделий предъявляются высокие требования:

- способность выдерживать большие нагрузки,

- минимум потерь мощности,

- минимальный износ и другие.

                     Рабочий ресурс шарикоподшипников, в десятки раз выше, по сравнению с межремонтным  ресурсом двигателей, агрегатов и другого промышленного оборудования. В связи с этим, в производстве и техобслуживании, подшипники качения подвергают очистке, что позволяет снизить расходы до 15%.                                                              

                     Отличительной особенностью авиационных шарикоподшипников является то, что они в десятки и сотни раз дороже аналогичных с одинаковыми типоразмерами подшипников массового производства и имеют значительно больший ресурс по сравнению с межремонтным ресурсом ГТД и его агрегатов.

Поэтому полная замена шарикоподшипников при его ремонте в ходе эксплуатации – одна из весьма существенных статей расходов, которую несут ремонтные предприятия и авиакомпании-перевозчики. Убытки в ходе плановых ремонтов узлов и агрегатов ГТД оцениваются от 10 до 25% стоимости капитального ремонта. Поэтому разработка новых высокоэффективных методов реновации неразборных шарикоподшипников актуальная задача, решение которой позволит существенно уменьшить эксплуатационные расходы на ремонт авиационной техники.

                     Известны различные методы и технологии удаления загрязнений. С учетом конструктивных и технологических, а также особенностей эксплуатации подшипников, наибольшее распространение получили ультразвуковые методы очистки. При этом для разрыхления и ослабления связей загрязнений с подложкой и последующего их удаления используют преимущественно гидродинамическое воздействие. Но как показали результаты исследований, даже такой эффективный метод, как ультразвуковой, не всегда обеспечивает требуемый уровень чистоты рабочих поверхностей неразборных подшипников качения. Это объясняется наличием узких зазоров между трущимися поверхностями тел качения с сепаратором и беговыми дорожками, затененных от прямого воздействия на них ультразвуковым или гидравлическим полем.

                      Показано, что наиболее эффективным способом очистки трущихся поверхностей подшипников качения является комбинированное бесконтактное импульсное электромагнитное и турбулентное воздействие на поверхности и микрочастицы ферромагнитной и другой природы. Физика процесса такой очистки заключается в

подавлении коэрцитивных сил взаимодействия поверхностей тел различной массы путем изменения их магнитного состояния соответствующей частотой.

Ключевые слова: трущиеся поверхности, подшипник, магнитно‐турбулентная очистка, микрочастицы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Силы, действующие на частицы, при очистке подшипника бесконтактным импульсно-магнитным методом

                Бесконтактный импульсно-магнитный метод очистки поверхностей в турбулентной среде, предлагаемый нашей компанией, находит все большее применение в авиационной и других промышленностях. Особенностью такого высокоэффективного метода очистки, является то, что отделяемые от рабочей поверхности, инородные частицы, находясь в нейтральном состоянии удаляются из рабочей зоны подшипников, с помощью магнитных полей и удерживаются от повторного попадания в рабочую зону.

              Проводились эксперименты по доочистке неразборных шарикоподшипников на установке ОПШ-3, предварительно очищенных ультразвуковым методом по утвержденной технологии ОГМ. В результате доочистки из тракта качения подшипников, были вымыты частицы металлического происхождения, отфильтрованы и представлены для протокола. После доочистки в подшипниках снизился шум и общий уровень вибрации.

                Рекомендовано внедрение ОПШ-3, не только на этапе реновации подшипников, в ходе ремонта двигателей и другого оборудования, но и в качестве пред эксплуатационной очистки новых подшипников.

                          Продукция ООО "Приборостроительное бюро" успешно реализует себя на промышленном рынке не только в России, но и за рубежом.  Инновационная технология предэксплуатационной подготовки авиационных шарикоподшипников на стенде ОПШ-03, внедрена в производство ГП «Ивченко-Прогресс», как техпроцесс, ТС-06/2012-БН-ОГМЕТ, а также внесена в инструкцию № И 7541318.350253 «Восстановление и ремонт подшипников двигателей семейства: Д-36, Д-136, Д-436 и их модификаций».